Урок истории в 5 классе

УРОК «КУЛЬТУРА ШУМЕРА». 5 КЛАСС

                                  
Данный урок проводится на основе цифровых образовательных ресурсов.

Цель урока: сформировать у школьников представление о достижениях шумеров и об их вкладе в развитие мировой цивилизации и культуры.  

Содержание темы
Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрология. Математика. Обучение.

Терминология (понятийный аппарат) урока: письменность, клинопись, пиктография, жрецы.

Ход урока
      Учитель начинает урок с характеристики условий, способствовавших возникновению письменности. Вводятся понятия «пиктография» и «клинопись».
      Создается игровая ситуация: ученики мысленно переносятся в древнюю школу. Из принесенного из дома пластилина ребята изготавливают таблички и заостренными палочками пытаются нанести на них знаки.       
      К игровой ситуации привлекаются ЦОР «Расшифровка клинописи Г. Роулинсоном» и «Клинопись». Учащиеся узнают, как развивалась клинопись, устанавливают значение появления письменности для становления шумерской цивилизации.
      Учитель ставит вопрос: С какими трудностями при письме сталкивались ученики древней школы?
      (Обратите внимание школьников на то, что первые школы были созданы именно в городах Древнего Шумера)
      Заслушав ответы, учитель предлагает ребятам сопоставить их мнения с содержанием найденной археологами таблички с жалобами ученика шумерской школы:
    «В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание:
    «Почему ты опоздал?»
    Я испугался, сердце мое бешено заколотилось.
    Подойдя к учителю, я поклонился до земли.
    Отец дома табличек выспросил мою табличку,
    Он был ею не доволен и ударил меня.
    Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком.
    Когда учитель проверял порядок в доме табличек,
    Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:
    «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» -
    и ударил меня.
    Отец дома табличек
    положил передо мной исписанную табличку;
     Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!»
     Я взял свою табличку в руки,
     Писал на ней,
     Но было на табличке и то, чего я не понимал,
     Чего не смог прочесть.
     Тогда надзиратель сделал мне замечание:
   «Почему ты разговариваешь без разрешения?» -
     и ударил меня;
     смотритель сказал: «Почему ты кланялся без разрешения?» -
     и ударил меня;
     Человек, следящий за порядком, сказал:
   «Почему ты встал без разрешения?» -
     и ударил меня;
     Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?» -
     И ударил меня;
     Человек с палкой сказал: «Почему протягивал руку без разрешения?» -
     и ударил меня;
     Судьба писца мне опостылела.
     Судьбу писца я возненавидел».

      На основе прочитанного текста можно охарактеризовать, как учили детей в древней школе.
      В непосредственной связи с предыдущим вопросом переходим к изучению воспитания и быта детей в городах Шумера. Данный фрагмент урока будет одним из наиболее интересных для ребят, поскольку речь пойдет о жизни их сверстников в другой стране в другую эпоху. Демонстрируется ЦОР «Игрушки детей Древнего Шумера». Школьникам предлагается вообразить, во что играли их сверстники (в каких играх и развлечениях эти игрушки могли использоваться)?

      Следующий этап урока посвящен рождению литературы. Используется ЦОР «Поэма о Гильгамеше» и «Гильгамеш и лев».
       Учитель ставит вопросы:
1. Какие знания о жизни шумеров дает эта поэма? Опишите главного героя поэмы.
2. Какие нравственные качества людей шумеры наиболее ценили? Изменились ли сегодня эти представления?
       Следующий литературный источник – «Миф о потопе» (используется одноименный ЦОР).
       Обсуждаемые вопросы:
1. Какова главная идея этого мифа?
2. Что, на ваш взгляд, является в нем правдой, а что – вымыслом?
3. В чем поучительность этого мифа?
4. Какие географические и природные условия Междуречья повлияли на возникновения мифа о потопе?
       Завершив обсуждение и обобщив ответы, учащиеся переходят к изучению научных знаний и изобретений шумеров. Учитель характеризует достижения шумеров в объеме соответствующего пункта параграфа и дополнительного материала.

Когда изобрели колесо?
       Мы не знаем точно, когда было изобретено колесо. Однако известно, что около 5 000 лет назад шумеры в Месопотамии – использовали колеса: сначала в качестве гончарного круга, позже в качестве колеса телеги. При раскопках в Северной и Западной Европе археологи нашли остатки дисков, относящихся к каменному веку. Первое спицевое колесо тоже появилось в Месопотамии. Примерно в 2 000 году до нашей эры шумеры изготавливали такие колеса для боевых колесниц, как и египтяне примерно в 1600 году до нашей эры.

        Демонстрируется ЦОР «Боевой штандарт (знамя) из Ура» и «Игрушки детей Древнего Шумера». Ребятам предлагается найти в этих изображениях общее (речь в данном случае идет об одном из важнейших изобретений шумеров, которое широко используется сегодня, - о колесе).

         Завершается урок обсуждением вклада шумеров в мировую культуру. Учащиеся кратко записывают в тетради достижения этой древней цивилизации.

      Домашнее задание:
подготовить рассказ о культуре Шумера по иллюстрациям в параграфе учебника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий